Адаптация - это
приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка
дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным
пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр
индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и
личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий
пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей
будут различны.
Необходимое условие успешной адаптации —
согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в
семье и детском саду. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует
резко изменять привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело переносят дети
разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на
прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора: здесь ребенку легче
сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.
Стоит за несколько дней до поступления в
садик познакомить с ним ребенка: показать игровую комнату, спальню, игрушки,
продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, лазать по
шведской стенке и т.д. Это "первое свидание" непременно должно быть
окрашено теплым, участливым вниманием к новичку, уверенностью в его положительных
качествах, умениях и знаниях и в том, что он со всеми новыми заботами
непременно справится и будет чувствовать себя в садике как дома. В некоторых
детских садах разрешают маме поначалу присутствовать вместе с ребенком. Иногда
малышу разрешают приходить в детский сад со своей любимой игрушкой.
Приспособление к детскому саду может осложниться из-за таких (по мнению
взрослых!) мелочей, как отсутствие любимой игрушки, с которой привык играть и
засыпать ребенок, отсутствие "своего" места за столом и т.д
Родителям необходимо проявлять живой
интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и
трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать
в адаптации.
Однако
не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, когда мама
забирает малыша из детского сада - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.
Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому маме не следует, приведя его
домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу
посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений. Он может
нуждаться в спокойной прогулке со взрослым, расслабляющей музыке.
Наиболее
распространенный источник напряжения в период адаптации - это публичность,
присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после
дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной
комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.
Другой источник напряжения – повышенные
требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В этом плане
бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность «побеситься»
дома. Рекомендуется побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры.
Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в
саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических
расстройств.
Наблюдая за малышом, взрослый почувствует,
какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить
напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или
активные игры во дворе.
Обычно период адаптации заканчивается к
концу первого месяца Показателем хорошей адаптации будет следующее поведение
ребенка: малыш говорит родителям: "Ну пока" и срывается в группу,
потому что там его ждут приятели и интересные занятия, а вечером идет с охотой
домой.
Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в
детский сад.
•
Не отдавайте
ребенка в детсад в разгаре кризиса трех лет. Этот кризис - первая попытка
самореализации.
•
«Раскройте
секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
•
Настройте малыша
как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
•
Не обсуждайте при
малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.
•
Готовьте Вашего
ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь
только потому, что он уже большой.
•
Все время
объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
•
Учите ребенка
дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
•
Введите режимные
моменты детского сада в домашний режим дня .
•
Повысьте роль
закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но
уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
•
Не угрожайте
ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
•
Не нервничайте и
не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в
случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы
реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
Как надо родителям вести себя с ребенком, когда он
впервые начал посещать детский сад.
•
Настраивайте
ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до
сада и стал таким большим.
•
Забирайте первое
время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфлитный климат для него в
семье.
•
Уменьшайте
нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в
гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
•
Не кутайте
ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.
•
Не реагируйте на
выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он
начал посещать впервые детский сад.
•
В присутствии
ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
•
«Наказывать»
ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.
•
Мешать его
контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за
своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке
качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному
поведению в новой обстановке.
•
Наказывать за
детские капризы.
Обратите
внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно
ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность, он
определяет до каких допустимых границ могут простираться его действия в этом
мире. При малейшем страхе, намеке на опасность он бежит искать защиты и помощи
у взрослых, становясь образцом послушания. Это - признание своей ошибки и
просьба о помощи. Ведь своего опыта еще нет. Требуется грамотная помощь
взрослых: в трудной ситуации - дать образец новой формы поведения в
изменившихся условиях.
|