Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
В ДОУ созданы материально-технические и медико-социальные условия, обеспечивающие высокий уровень интеллектуального, художественно-эстетического развития детей, способствуют охране и укреплению здоровья детей. ДОУ имеет физкультурный и музыкальные залы, оснащенные техническими средствами обучения, нестандартным оборудованием.
Предметно-пространственная развивающая среда конструируется на основе Федерального образовательного стандарта, основными показателями создания среды выступают пространственный, предметный, цветовой параметры.
В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды педагоги ДОУ выделили следующие принципы:
· выполнение требований санитарно-эпидемиологической станции с целью оптимизации условий развития и эмоционального благополучия ребенка;
· создание полноценной социальной среды развития ребенка;
· создание «домашних» уголков;
· выделение и оснащение специальных помещений для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей, в том числе организация «уголков уединения»;
· оборудование и создание участков, позволяющих организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов их активности;
· полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребенка;
· использование игрушек и оборудования нового поколения;
· преодоление экономических трудностей при организации среды развития ребенка, в том числе привлечение различных источников финансирования.
В процессе проектирования развивающей предметно-пространственной среды педагогами ДОУ учитываются следующие педагогические условия:
1. Физические условия – педагогически обоснованная организация предметно-пространственного окружения ребенка:
· предметно-пространственная обогащенность окружающей среды;
· возможность манипуляции с предметами и изменение пространства по своему желанию и потребности;
· обучение ребенка вниманию к сигналам окружающей среды.
2. Социально-эмоциональные условия – создание воспитателем у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявление не получат отрицательной оценки взрослых:
* отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативы дошкольника;
* организация жизни и деятельности дошкольника таким образом, чтобы сами условия и обстоятельства требовали от него творческих решений;
* демонстрация взрослыми разнообразных творческих проявлений и способов деятельности.
3. Психологические условия, благодаря которым у ребенка формируется чувство внешней безопасности и свободы за счет поддержки воспитателем его творческих начинаний:
* поощрение различных форм творческого продукта;
* стимулирование включения в творческую деятельность;
* воспитательные воздействия в направлении признания ребенком ценности творческих черт своей личности.
4. Интеллектуальные условия – поддержание атмосферы постоянного поиска, создание ситуаций, побуждающих детей к эвристическому типу мышления:
* ориентация ребенка на творческое решение проблемы;
* развитие основных логических операций;
* возможность различных решений предложенной проблемы.
В каждой возрастной группе ДОУ созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д., которые размещаются и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Педагоги уделяют одно из первостепенных значений данному вопросу. В этих группах предметно-пространственная среда постоянно обновляется, пополняется и моделируется. Воспитатели данных групп работают в тесном контакте с родителями.
Наборы предметов и пособия дополняют друг друга и дают возможность выполнять движения разными способами. Учитывая это, каждый предмет создаваемой среды несет какой-то символ-образ, дающий детям возможность моделировать свою деятельность.
В каждой возрастной группе есть «зеленые уголки» с различными видами растений. В некоторых группах они дополняются аквариумами, птицами, позволяющими напрямую наблюдать и взаимодействовать с представителями живой природы.
Каждая возрастная группа имеет свой «мини-кабинет», содержащий дидактические игры, пособия, методическую и художественную литературу, необходимые для организации различных видов деятельности.
В каждой возрастной группе имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей. куда входят спортивные снаряды: перекладины, размещенные на относительно небольшой площади. В каждой группе есть приспособления для закаливания и самомассажа детей: пуговичные коврики, ребристые доски и т.д.
Для осуществления занятий по физическому развитию детей в ДОУ функционирует спортивный зал и одна спортивная летняя площадка. Зал оснащен спортивным комплексом, гимнастическими матами, скакалками, мячами, нестандартным оборудованием. Для создания эмоционального настроя детей в зале имеется магнитофон, музыкальный центр игрушки.
В ДОУ созданы условия для развития музыкальных способностей детей. Имеется эстетически оформленный музыкальный зал, оборудованный магнитофоном, музыкальным центром,
В целях реализации приоритетного направления (художественно-эстетического развития) в групповых помещения ДОУ оборудованы уголки художественно-продуктивной деятельности, содержащие доски для демонстрации репродукций, выставочные панно для размещения детских работ, различные материалы и средства для изобразительной деятельности. В каждой группе собран демонстрационный материал по декоративно-прикладному искусству, по технике сюжетного и предметного рисования детей разных возрастов, имеются наборы дидактических игр. Предусмотрено место для хранения детских работ.
Вывод: Организация и расположение предметов развивающей среды осуществлены педагогами рационально, логично и удобно для детей, отвечают их возрастным особенностям и потребностям. Предметно-пространственная среда, в целом, построенная по общеразвивающим принципам, состоит из интегрированных мини-сред (зон), обеспечивающих достижение поставленных целей и создающих пространство самореализации ребенка.
Работа по совершенствованию образовательной среды в ДОУ проводится в соответствии с перспективным планом развития по всем возрастным группам, отвечает требованиям ФГОС.
Анализ профессионального уровня педагогов позволяет сделать вывод о том, что коллектив МКДОУ образованный, работоспособный, квалифицированный, опытный и одновременно перспективный.
Педагоги создают комфортную образовательную среду, предусматривающую охрану и укрепление здоровья детей, развитие художественно-эстетических, интеллектуальных, творческих способностей каждого воспитанника на основе личностно-ориентированного взаимодействия.